среда, 20 мая 2009 г.

IP и телефон

Практически весь XX век человек пользовался телефоном, телефоном к которому мы все привыкли, устройство с номеронабирателем и трубкой. Данное устройство настолько просто, что долгое время было механическим, электрическая часть занимала только малую часть объема, к тому же оно было почти не убиваемое. Развитие электроники позволило сильно удешевить телефон и увеличить его надежность, вся механическая начинка исчезла и на смену пришла микросхема. Начинка телефонного аппарата стала помещаться в спичечный коробок, но при этом надежность системы была ничуть не хуже чем прежде, а, мне думается, гораздо лучше. Количество функций, выполняемых самим аппаратом, было минимально. От него требовалось занять линию, передать тональный сигнал в трубку, передать на станцию набранный номер, сформировать передачу голоса и освободить линию. При офисном применении телефон должен обрабатывать клавишу Flash и формировать калиброванный разрыв шлейфа, т.е. кратковременное освобождение линии.
Вся основная работа делалась на АТС, где сидел обслуживающий персонал, станционный отдел, т.е. люди, по долгу службы обеспечивающие качество предоставляемых услуг.
Но вот настали 90-е годы, и появилась мобильная связь. Человек, купивший себе мобильный телефон, больше не привязан проводом, он может ходить, ездить, ползать и т.д. почти везде, где есть присутствие сотового оператора. Роуминг довершил дело - человек стал ездить по миру, не думая о связи. О деньгах речи нет. Но что нам принес прогресс? Абонентское устройство стало не просто сложным, а очень сложным. Часть функций была перенесена со станционного оборудования на абонентское. Для общения устройств стал использоваться сложный протокол. А самое главное, что оператор перестал отвечать за качество предоставляемой услуги на конкретном устройстве. И их девизом стало - не нравится - не пользуйся. И ведь упрекнуть оператора в этом нельзя, он просто не может отвечать за миллионы сотовых трубок, которые технический персонал в глаза не видел. Но, как оказалось, для пользователя это неважно, он готов перебирать сотовые трубки, мириться с плохим качеством разговора, с обрывами разговора и всеми глюками, присущими данному виду связи, и все это в угоду мобильности и кажущейся 24-часовой доступности, а кажущейся, потому как сотовая связь умирает первой при любой нештатной ситуации.
Итак, человек обрел свободу перемещения, оставаясь всегда на связи, и задумался над возможностью таскать за собой и стационарный телефон, и не придумал ничего лучше, как использовать для этого IP сеть. Да, IP сеть - это транспорт, который скоро будет жить в каждом доме и будет такой же неотъемлемой частью каждого жилища, как телевизор. Кто же устоит против такого подарка - не надо строить свои сети - они уже готовы! И все кинулись осваивать эту ниву. Производители ринулись разрабатывать и внедрять разные железки. Стандартизаторы начали выдумывать новые рекомендации. И пошло и поехало. Все стали в один голос кричать, что это связь будущего, что, кто не успеет, тот опаздает, что это лучше, чем старое, и при этом дешевле. Все говорят только о прибылях, которые получит ваша компания, если перейдет на IP. И никто не говорит о том, что сеть IP это слабоконтролируемый сегмент коммуникаций, что он похож на паутину, которую плетут миллионы пауков, у них не всегда все гладко, они ругаются между собой, они рвут свою паутину, используют нитки разной толщины, но, в общем и целом, сеть живет. Но с самого зарождения IP сетей человека приучали, что эта связь может неожиданно пропасть и также неожиданно появиться, что он может ею пользоваться, но бесперебойного сервиса никто не обещает. И вот на эту сеть человек пытается перенести услугу, которая у него работала всегда; мог отключиться свет, вода, газ, но телефон работал, и человек приходил в негодование, если его лишали телефонной связи. Но на это никто не обращает внимания, все как заведенные повторяют утверждения производителей. И вот настал час, когда вдруг оказалось, что станционный отдел должен обеспечить качество связи пользователю, который находится бог знает где, но у него на столе стоит тот самый простой телефон и телефонный номер, тот, что был раньше, и человек привык, что этот телефон всегда работает. Возникло противоречие между тем, к чему мы привыкли, и тем, что несут нам новые технологии. Сотовая связь отличается от традиционной, и люди воспринимают все недостатки данной связи с пониманием, а вот ухудшение качества связи на том же самом аппарате встречается в штыки, что в общем и целом правильно. Но это только полбеды, при традиционной связи обслуживающий персонал знал, как отследить проблему, как ее устранить, и у него была уверенность в том, что проблема будет исправлена. С появлением новых технологий инженер поддержки потерял уверенность в том, что оборудование, за которое он отвечает, работает исправно, что каналы связи обеспечивают требуемую пропускную способность. Большинство проблем стали плавающими. Записывать разговоры нельзя, да и не записать все разговоры. И, стало быть, любой мало-мальски подкованный пользователь может высушить поддержку провайдера. Если ко всему этому добавить, что любой пользователь сети может организовать деструктивное воздействие на сеть, что в сети может появиться вирус, многократно увеличивающий трафик, что мы и имеем на сегодня, то можно с уверенностью сказать, что пока человек будет ждать от телефона бесперебойного качества, IP телефония не будет доминировать. Она будет на уровне игрушки, в которую интересно поиграть, но стоит один раз об нее поцарапаться, как она тут же полетит в угол.

Комментариев нет:

Отправить комментарий